Заголовочные файлы
В программе
директива #include является указанием включить в исходный текст содержимое
файла I0STREAM перед компиляцией кода.
I0STREAM
является примером заголовочного (или включаемого) файла. Файл I0STREAM содержит
описания, необходимые для работы с переменной cout/cin. Без этих описаний компилятору не
будет известно, что значит имя cout/cin, а употребление операции « будет воспринято как некорректное.
Существует множество заголовочных файлов. В стандартном C++ заголовочные файлы
не имеют расширения, но те файлы, которые были унаследованы от языка С, имеют
расширение .Н.
Если вам
интересно заглянуть в содержимое файла I0STREAM, то вы можете найти его в
подкаталоге INCLUDE вашего компилятора и просмотреть его так же, как и любой
исходный файл (указания, каким образом это сделать, можно найти в соответствующем приложении).
Директива using
Каждую
программу на языке C++
можно разбить на несколько так называемых пространств имен. Пространством имен
называется область программы, в которой распознается определенная совокупность
имен. Эти имена неизвестны за пределами данного пространства имен.
Директива using namespace std;
означает, что
все определенные ниже имена в программе будут относиться к пространству имен с
именем std. Различные
элементы программы описаны с использованием пространства имен std, например переменная cout. Если не использовать
директиву using, то к
этим элементам программы придется каждый раз добавлять имя std:
std::cout « "Это моя первая программа на
языке с++\n";
Для того чтобы
не дописывать std::
каждый раз перед именем переменной, используется директива using.
Функции
Функции представляют
собой основу, на которой строится любая программа. C++. Наша первая программа состоит из
единственной функции с названием main( ).
Имена функций
Круглые
скобки, идущие вслед за именем main(), являются отличительной чертой функций:
если бы их не было, то компилятор не смог бы отличить имя переменной или
другого элемента программы от имени функции. Когда мы будем использовать имена
функций в объяснениях, мы всегда будем придерживаться соглашения, принятого в
C++, и ставить круглые скобки после имени функции. Позже мы увидим, что в
скобках могут указываться аргументы функций - имена переменных, значения
которых программа передает в функцию.
Тело функции
Тело функции
заключено в фигурные скобки. Фигурные скобки играют ту же роль, что и ключевые
слова BEGIN и END, встречающиеся в некоторых других языках программирования:
они определяют границы блока операторов
программы. Фигурные скобки, обрамляющие тело функции, обязательны. В
нашем примере тело функции состоит всего лишь из двух операторов: один из них
начинается словом cout, другой — словом return. Разумеется, функция может включать
в себя и большее число операторов.
Функция main()
Когда
программа на языке C++ запускается на выполнение, первым исполняемым оператором
становится первый оператор функции main() (по крайней мере, это справедливо для
консольных программ). Программа может состоять из множества функций, классов и
прочих элементов, но при ее запуске управление всегда передается функции
main(). Если в программе не содержится функции с именем main(), то при попытке
запустить такую программу будет выведено сообщение об ошибке.
В большинстве
программ, написанных на C++, реальные действия, выполняемые этими программами,
сводятся к вызову функцией main() методов различных объектов. Кроме того,
функция mainQ может вызывать другие, независимые функции.
Идентификаторы в языке Си++ –
это последовательность знаков, начинающаяся с буквы или знака подчеркивания. В
идентификаторах можно использовать заглавные и строчные латинские буквы, цифры
и знак подчеркивания. Длина идентификаторов произвольная. Примеры правильных
идентификаторов:
abc A12
NameOfPerson BITES_PER_WORD
Отметим, что
abc и Abc – два разных идентификатора, т.е. заглавные и строчные буквы
различаются. Примеры неправильных идентификаторов:
12X a-b
Ряд слов в
языке Си++ имеет особое значение и не может использоваться в качестве идентификаторов.
Такие зарезервированные слова называются ключевыми.
Операторы
Оператор
является структурной единицей программы на C++. В программе FIRST содержатся 2
оператора:
cout « "У
каждой эпохи свой язык\n";
return 0:
Первый
оператор задает действие по выводу фразы, заключенной в кавычки, на экран. Вообще
говоря, большинство операторов являются указаниями компьютеру совершить
какое-либо действие. В этом отношении операторы C++ похожи на операторы других
языков. Окончание оператора обозначается знаком «точка с занятой».
Потоки Ввода / Вывода
Поток – последовательность
данных, передающихся из одной части компьютера в другую.
Cout - стандартный поток
вывода
<< -
операция помещения в поток
cin - стандартный поток ввода
>> -
операция извлечения из потока
Каждая
переменная или строковый литерал вводятся или выводятся отдельно. Для поддержания
потоков ввода/вывода используется файл заголовка IOSTRE AM.H, который определяется директивой
препроцессора # include.
Комментарии
Комментарии
являются важной частью любой программы. Они помогают разобраться в действиях
программы как разработчику, так и любому другому человеку, читающему код. Компилятор
игнорирует все, что помечено в программе как комментарий, поэтому комментарии
не включаются в содержимое исполняемого файла и никак не влияют на ход
исполнения программы.
Синтаксис
комментариев. Давайте перепишем программу First, дополнив ее комментариями, и
назовем получившийся пример COMMENTS:
//comments.cpp
//демонстрирует
использование комментариев
#include <iostream> //директива препроцессора
using namespace std; //директива using
int main() //функция с именем main
{ //начало тела функции
cout<<"Это моя первая программа на с++\n"; //оператор
return 0; //оператор
} //конец тела
функции
Комментарии
начинаются с двойной косой черты // и заканчиваются концом строки (этот случай
как раз является примером, когда компилятор не игнорирует разделяющие символы).
Комментарий может начинаться как в начале строки, так и после какого-либо
оператора.
Альтернативный
вид комментариев
В C++
существует еще один вид комментариев:
/* устаревший
вид комментариев */
|